Шаповалова Е. А. Высшее образование как преферентный фактор формирования гражданского общества

Е. А. Шаповалова

магистр административного менеджмента,
руководитель Студенческой

социальной службы НТУУ «КПИ»

Высшее образование как преферентный фактор
формирования гражданского общества

Говоря о формировании гражданского общества, необходимо учитывать инновационные особенности и разновидности изменений культурного пространства, ориентируясь на новый образ культуры ХХІ столетия. В формировании новой культурной картины мира, как панорамном структурированном представлении человека о его взаимодействии с окружающим миром, определяющее место отводится становлению новой парадигмы образования. Динамика современного культурного пространства заставляет выделять высшего образование не только как область социально-культурной сферы, а как процесс, который создает наиболее благоприятные возможности для адаптации человека в условиях гражданского общества, его инкультурации — усвоение основных технологий, образцов и стереотипов культурных смыслов быстротечной исторической реальности. Поэтому сегодня значительно актуализируется исследование роли высшего образования в контексте гражданского общества, в формате которого сегодня рассматривается общество устойчивого развития. Это круг проблем становится объектом научных поисков междисциплинарного уровня, ему посвящают свои работы представители как разных сфер гуманитаристики: философии, педагогики, культурологии, психологии (В. П. Андрущенко, Б. С. Гершунський, С. Н. Дорогань, М. И. Романенко, О. И. Фурман), так и выдающиеся деятели естественных и технических наук, реформаторы системы образования (М. З. Згуровский, А. Д. Гвишиани, М. В. Поляков, В. С. Савчук). Общеизвестно, что классические модели гражданского общества представлены в работах Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, И. Канта, Г. Ф. Гегеля, К. Маркса. В современном научном дискурсе понимание этого феномена разрабатываются в работах В. Баркова, О. Киселева, А. Колодия, Дж. Патрика, С. Циреля. Понятие «гражданское общество» в гуманитаристике рассматривается в нескольких аспектах, в частности как сфера свободы индивидов, или как общественная организация, которая защищает права человека.

Уникальная миссия образования состоит в трансляции социального опыта, объединении достижений прошлого и будущего, сохранении и передаче потомкам культурной традиции и, вместе с тем, генерации и продуцировании инновационных идей, методик, технологий, основным механизмом осуществления, которых должны стать инновационные образовательные стратегии, которые должны обеспечить объединение фундаментальных достижений отечественной философии образования и эффективных мировых просвещенских тенденций, которые формируют учебные и воспитательные практики настоящего. Эта проблема особенно актуализируется сегодня, как в среде высших учебных заведений, так и на государственном уровне.

Украинское общество, как и большинство стран современного мира находится в состоянии глобального экономического, политического, социального кризиса и одним из эффективных путей ее преодоления есть актуализация разработки стратегий развития инновационных технологий в науке и образовании на пути формирования гражданского обществ. Поскольку в европейском обществе из античных времен, культивировалась ценность образования, которое эксплицировалась, и как свобода самореализации личности, и значительно шире, как квинтэссенция культуры народа, его внутренний потенциал, способность к самосохранению и дальнейшему прогрессированию. Культурно-образовательные ценности, отмечает Б. С. Гершунский, «становятся ментальными и имеют повышенную стойкость и инерционность и противодействуют насильническим деформациям и форсированным революционно-реформаторским преобразованиям, допуская лишь эволюционный путь любых существенных и, тем более, необратимых изменений»[1].

Проблемы формирования гражданского общества и соответствующего реформирования и модернизации высшего образования в Украине, конечно не ограничиваются усовершенствованием ведущих направлений образовательной практики, а выступают многоэтапной программой разносторонние векторы реализации, которой тесно переплетаются с решением широкого круга социальных задач, которые возникают перед украинским обществом. Концепцию этой программы конструктивно изложили украинские ученые В. Андрущенко и С. Дорогань, которые предложили синергетическое осмысление следующих мировоззренческих ориентиров: «переосмысление исторических событий; признание того, что современный мир есть противоречивым и много в чем непознанным; определение того, что экономика, политика и культура есть взаимовлияющими факторами, которые определяют социальное бытие; признание общемировой тенденции цивилизационного развития ( рыночные отношения, демократизация общества, формирование открытого гражданского общества, свобода мысли и слова); признание того, что Украина является зоной «границы» миров, где пересекаются силовые линии глобализма и антиглобализма, интересов Запада (прежде всего США) и Востока (Россия); осознание того, что согласие или недоразумение между элитами будет определять согласие и ассимиляцию в мощное и системно уравновешенное объединение, или же конфликт с некоторым из них, или даже со всеми; осознание и проведение у жизнь собственных национальных интересов»[2]. Очерченные учеными сферы и тенденции раскрывают динамику культуротворческих процессов украинского общества и обнаруживают принципы формирования современной культурной картины мира, доминирующей составной которой есть образование, разработка ее новых стратегий обеспечит возможность постоянного развития открытого гражданского общества.

В стране, которая находиться на пути поиска вектора развития, и налаживает новую систему внутригосударственных и внешнегосударственных отношений естественно возникают вопросы: каким должен быть в идеальном и реальном плане гражданин такого государства, какие необходимы средства, чтобы разница между идеальной и реальной моделями гражданина были минимальны, какие необходимо создать экономические, политические, социокультурные и социальные общественные условия, чтобы не было антагонизма между государством и личностью.

Глобальные процессы демократизации абсолютно всех сфер социального бытия стали своеобразной реакцией на исторические вызовы новой ситуации, сложившейся в ХХ веке, основой которой стал беспрецедентное развитие постиндустриального общества и гуманитарных технологий. Социальным запросом постиндустриального общества выступают соответствующая новым потребностям форма политической организации, которая бы смогла обеспечить условия для раскрытия творческий креативных возможностей личности и потенциалу инновационных гуманитарных технологий, что в свою очередь возможно исключительно в условиях гражданского общества.

Основой демократического порядка является человек, который способен раскрыть его потенциал, для которого демократия является естественной средой удовлетворения личных и общественных интересов. Именно при демократии расцветает гражданское общество — сфера самовыявления свободных индивидов и их добровольно сформированных ассоциаций, для которой присущий горизонтальные, не санкционированные государством связи между гражданами, которые имеют в самом деле коллективный характер. Современная демократия требует от личности не только политической активности, а и осознание ею собственной роли и значение в жизни общества, а также действия в соответствии с собственными убеждениями и ценностями.

В Украине уже продолжительное время происходят противоречивые и сложные трансформационные процессы в экономике, политике и сфере национального самосознания. В процессе демократизации наша страна преодолела определенный отрезок пути и находится на этапе становления политических институтов демократии. Тем не менее конституционное закрепление основных институтов и принципов демократии — лишь один из шагов на пути демократизации. Украине крайне необходимая консолидация демократии, т. е. становление и воспроизведение демократической политической практики, моделей и образцов поведения, характерных для демократической политической культуры, дальнейшее формирование и усовершенствования разнообразных демократических структур, привыкание людей к жизни в условиях демократии.

Важными этапами на пути украинского общества к демократической консолидации является воспитания толерантности, уважения к правам человека, умение преодолевать стереотипы, идти на компромисс. Необходимо, чтобы граждане знали свои права и обязанности, были уверенные, что могут влиять на изменения в обществе, придерживались закона, мыслили критически и не зависимо.

Гражданское образование — это требование времени, поэтому развитие и усовершенствование его системы является актуальной задачам для всех демократических стран.

Развитие гражданского общества нуждается в общей реализации функций государства и функций основных учреждений гражданского общества, в первую очередь, на региональному уровне, где интересы государства и нужды общественности в сфере образования пересекаются ежедневно. Образовательная задача гражданского общества — обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных интересов и нужд — необходимо институционально закрепить. Недостаточно разработанной в отечественной науке по государственному управлению является проблема оценки функционирования системы управления образованием со стороны общества.

Развитие гражданского общества — не является автоматическим процессом. Весомая роль в его создании и дальнейшем становлении принадлежит образованию, благодаря которому индивид имеет возможность получить знание, выработать соответствующие умения и привычки, наличие которых призвана обеспечить надлежащий порядок расширения и углубление взаимодействия между людьми.

Таким образом, человек, личность, гражданин является основой развития гражданского общества. Но для этого она должна быть просвещенной, культурной. В этом контексте образование, как сфера социокультурной практики, приобретает особую значимость. Ведь будущих граждан надо готовить к полноценной деятельности в таком обществе, учить, воспитывать.

Система образования должна готовить личность, которая не только умеет жить в гражданском обществе и правовом государстве, а и создавать их, конструировать, проектировать и моделировать креативные модели будущего. Ведь лишь свободный и просвещенный человек, который ощущает, что ее уважают, может быть полезной в условиях интеллектуализации любого вида трудовой, профессиональной деятельности.

Если человек должен быть не только просвещенным, а и свободным, образование должно оказывать содействие созданию такого общественного отношения, при котором люди могут выступать как свободные личности, готовые к реализации функций субъектов таких отношений, уважают друг друга, признают право друг друга на собственную мысль, способны принимать решение относительно своего и общественного развития, умеют занимать позиции и принимать решение. Именно образование владеет значительными потенциями в этом аспекте, ответственностью за его эффективную реализацию, которая поднимает ее в центр осмысления и перспектив украинского общества. Образование — основной фактор обеспечения «культурного сдвига» — неотъемлемой предпосылки обновления всех сфер жизнедеятельности в Украине.

Образование и общество неделимы. И вместе с тем, именно система образования, реагируя на эти общественные и цивилизационные проблемы, будучи чувствительной к ним, способная и обязана взыскивать существенное влияние на развитие те или других тенденций в обществе, поддерживать или, наоборот, тормозить их, находить свои специфические возможности решения глобальных или локальных социальных проблем, предупреждать нежелательное развитие событий.

 


[1] Гершунский Б. С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / РАН ; Институт теории образования и педагогики. М. : Совершенство, 1998. — 608 с.

[2] Андрущенко В., Дорогань С. Світоглядна культура сучасного вчителя: проблеми формування // «Вища освіта України». 2002. № 3. С. 5–13.

 
Новости
20.02.2021
В издательстве «Социум» Московского гуманитарного университета вышло в свет четырехтомное издание «Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы», подготовленное под научной редакцией ректора МосГУ доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского.
10.07.2020
В издательстве МосГУ вышел 10-й юбилейный сборник стенограмм заседаний Русского интеллектуального клуба. Научным редактором сборника выступил президент клуба, ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский. Ответственным редактором стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вал. А. Луков.
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.