Зимина Е. Д. Место государства в жизни гражданского общества

Е. Д. Зимина

студентка 3 курса
Московского гуманитарного университета

Место государства в жизни гражданского общества

В данной работе я хотела бы показать всю значимость государства в жизни общества, также их неотъемлемую взаимосвязь между собой. Для начала рассмотрим, что из себя представляют эти два понятия:

Государствоорганизация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр. К основным признакам государства относятся: наличие территории и населения, на которые распространяется его воздействие; суверенитет; исключительное право на принятие общеобязательных законов, возможность применения мер принуждения; взимание налогов.

Гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные (индивидуальные и коллективные) интересы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе граждане удовлетворяют свои частные потребности (в материальном благополучии, семейной жизни, духовно — нравственном совершенствовании, учебе, творчестве и пр.). В процессе удовлетворения частных интересов и потребностей между людьми возникают связи и отношения: социально — экономические, социально — культурные и др.

В отличие от государственно — властных отношений, которые строятся на началах власти и подчинения, участники взаимоотношений как равноправные, свободные и ответственные стороны. Они ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности, свободе труда и предпринимательства. Частный собственник — главное действующее лицо гражданского общества. Здесь создаются и развиваются семья, школа, церковь, средства массовой информации, добровольные общественные организации. Члены гражданского общества активны и самостоятельны в управлении общественными делами (самоуправлении). В недрах данного общества зарождаются общественно — политические движения и политические партии. Они являются главным каналом связи граждан с государством. Государство призвано служить гражданскому обществу: закреплять естественно сложившиеся отношения между людьми, защищать их от возможных негативных явлений (безработицы, преступности и пр.). Развитое гражданское общество предполагает наличие правового государства.

Далее рассмотрим суть двух этих составляющих, прошедших процесс становления на протяжении длительного времени.

Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует так называемое «современное представительное государство», которому, в отличие от кастовых и сословных государств Древнего мира и Средневековья, присущи следующие черты:

1. Государство суверенно, оно обладает верховной властью и монополией принуждения на всей территории страны и не зависит от власти другого государства, власти церкви, жрецов, сословий, военачальника, негосударственных организаций.

2. Государство выступает от имени всего населения (народа, нации) или, по крайней мере, официально притязает на то, что оно выражает и защищает интересы всей страны, народа, подданных или граждан. Государство и управление им уже не рассматриваются как достояние или личное дело монарха, царствующей династии, какой — то части общества. Официально оно обособляется от сословий, классов и других социальных групп, хотя фактически проводит политику чаще с преимущественным учетом интересов той или иной влиятельной части общества.

Стремление государства представить себя как олицетворение нации, живущей на определенной территории, обусловило восхождение государства со страной, Родиной, Отечеством.

3. С развитием гражданского общества в структуре государственных органов появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно — правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии — явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).

4. Государство имеет управленческий аппарат, состоящий из профессиональных служащих, чиновников, а также постоянную армию. Созданию бюрократии как иерархически организованной системы управления со строго определенными функциями каждой ступени и должности — явление Нового времени. Основная масса служащих и военных состоит из лиц разной сословной или классовой принадлежности, которые занимают строго определенные места в служебной или должностной иерархии и получают содержание от государства.

5. Государство учреждает и собирает налоги, за счет которых создается и пополняется государственная казна, откуда производятся расходы на содержание государственного аппарата и армии. Как правило, учреждение налогов и утверждение сметы государственных расходов (государственный бюджет) требует согласия учреждения.

6. Современное представительное государство официально признает юридическое равенство граждан (или подданных), их права и свободы, а также гарантии этих прав и свобод.

Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право»[1].

Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившее начало Новому времени, — столь же глубокий поворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к классово — сословному строю Древнего мира. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Глубокий переворот в праве состоял в замене сословного неравенства всеобщим юридическим равенством, определившим качественно новое социальное положение личности. Гражданское общество не основано на законе, но его существование органически связано с равным для всех законом, охраняющим общую свободу (возможность делать все, что не вредит другому) и право на собственность. Разумеется, правовое равенство — это не фактическое равенство, а равенство возможностей — это не одинаковость социальных статусов людей. Более того — в начальный период существования гражданского общества формальное равенство неравных людей нередко выглядело (и по существу было) ложью и фальшью для большинства неимущих, неспособных достаточно быстро приспособиться к новым условиям экономической жизни. Вместе с тем громадное социальное значение имело то, что впервые в многовековой истории человечества все люди, независимо от их социального происхождения и положения, были признаны юридически равными участниками общественной жизни, имеющими ряд признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

Если начало реальному бытию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Деклараций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

При этом право признается обязательным и для правителей государства. Право уже не «приказ власти», а равно обязательное для правящих и управляемых право, верховенство которого над произвольными велениями властвующих обеспечивается разделение властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через выборы и перевыборы) от народа, нации, страны, а также равным и доступным для всех граждан судом.

Тогда же возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно определяющем права и свободы граждан (билль о правах, декларации прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная власть, сфера общих интересов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных интересов).

Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражено в разграничении их структур, принципов организации и строения.

Всякое государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины[2]. Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация — охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельности добычи средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым — на систему права.

Начиная с первого гражданского форума 2001 г., отношение государства к гражданскому обществу стало изменяться. Именно с этого момента нерегулярные и низко результативные контакты между представителями некоммерческих организаций и чиновников переросли во взаимодействие, изменилось содержание этого взаимодействия и количество участвующих в нем чиновников. Сегодня фактически все вопросы, относящиеся к гражданскому обществу, − местное самоуправление, средства массовой информации, образование, культура и т. д. — привлекают внимание государства.

В первые годы XXI в. роль государства в жизни гражданского общества выражалась в его заинтересованном изучении. Поэтому наиболее типичным проявлением государственной позиции в отношениях с гражданским обществом была организация различных экспертных советов при министерствах и ведомствах, трехсторонних форумов и конкурсов социальных и культурных проектов. Данные, условно равноправные, форматы взаимодействия сохранились и до нынешнего дня, однако не они определяют современную тенденцию, оставаясь скорее формальным механизмом взаимодействия государства и гражданского общества.

Главной целью государственной политики в отношениях с гражданским обществом сегодня является попытка установить контроль над деятельностью негосударственных институтов. Такая политика проявляется в периодическом изменении законодательства, в создании и поддержке органов, фактически представляющих интересы гражданского общества, цензуре СМИ, а также в выборе социальных приоритетов.

 Основные тенденции развития гражданского общества

Усиление активности и влияния государства в разных сферах гражданского общества исполнение законодательных новелл столкнулось с рядом сложностей, в том числе нехваткой чиновников и их неподготовленностью к работе с большим числом НКО, а также плохо продуманной и реализованной информационной компонентой. Поэтому результаты реформы были неоднозначны. С одной стороны, удалось, наконец, определить точное число НКО в России и закрыть формально существующие организации. С другой стороны, большое количество небольших организаций столкнулось со сложностями при сдаче отчетности или внесении изменений в свои уставные документы. Другой важный элемент изменений в законодательстве был направлен на донорские организации, прежде всего иностранные. Введение списков доноров при непрозрачных процедурах и контроль над НКО, получающими иностранные средства (особенно в регионах), приведут не столько к снижению объемов иностранного финансирования, сколько к ухудшению отношения международного сообщества к России.

Значительно более активную роль государство сыграло в развитии местного самоуправления (МСУ). При формировании структуры органов МСУ с начала реформы сохраняется давление региональных властей, направленное на усиление подотчетности исполнительной ветви муниципальной власти. В частности, проявляется подобное влияние в отставке ряда неугодных муниципальных руководителей, а также низком интересе граждан к участию в формировании органов МСУ.

Кроме того, усиление позиции государства в отношении гражданского общества проявляется в увеличении государственного финансирования социальной и общественной сфер.

Хотя в целом это можно считать положительным явлением, свидетельствующим о понимании государством важности данных сфер, однако методы распределения средств, особенно в адрес некоммерческих организаций, вызывают много вопросов. До первых грантовых конкурсов на федеральном уровне подобная практика была распространена в регионах.

Местные власти активно используют практику муниципальных грантов и социального заказа как важных методов финансирования социальной сферы с привлечением негосударственных некоммерческих организаций в качестве благополучателей в Перми, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Красноярске, Санкт-Петербурге и Самарской области. В этих и ряде других регионов некоммерческие организации стали равноправными партнерами государства в осуществлении социальной политики, а в других − ситуация сходна с ситуацией на федеральном уровне.

В целом, по оценкам экспертов, усиление роли государства в развитии гражданского общества можно считать скорее негативной тенденцией, чем позитивной, хотя в краткосрочном плане подобная позиция может иметь и положительные последствия. Негативный характер связан с тем, что гражданское общество по своей природе является независимой от государства системой, связанной с интересами и возможностями граждан, а потому контроль и усиленное регулирование данной сферы недопустимо. К положительным результатам в краткосрочной перспективе можно отнести появление гражданской тематики в жизни общества, а также дополнительных средств, доступных для общественных организаций.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 320.

[2] Вертикальная соподчиненность четко выражена в строении управленческого аппарата. Соотношение разных уровней органов правосудия (а также представительных органов законодательной власти в федерациях) определяется соотношением их компетенций и подзаконностью принимаемых ими правовых актов. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы).

 
Новости
20.02.2021
В издательстве «Социум» Московского гуманитарного университета вышло в свет четырехтомное издание «Русский интеллектуальный клуб: стенограммы заседаний и другие материалы», подготовленное под научной редакцией ректора МосГУ доктора философских наук, профессора И. М. Ильинского.
10.07.2020
В издательстве МосГУ вышел 10-й юбилейный сборник стенограмм заседаний Русского интеллектуального клуба. Научным редактором сборника выступил президент клуба, ректор Московского гуманитарного университета доктор философских наук, профессор И. М. Ильинский. Ответственным редактором стал доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вал. А. Луков.
25.10.2017
24 октября 2017 г. в актовом зале Московского гуманитарного университета состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Международной Бунинской премии, которая в этом году проводилась в номинации «Поэзия». Приветствие участникам и лауреатам Бунинской премии 2017 года направил министр культуры РФ В. Р. Мединский, в котором он, в частности, отметил, что «за годы своего существования Бунинская премия по праву заслужила авторитет одной из наиболее престижных наград в области русской литературы. Среди её лауреатов значатся имена по-настоящему видных поэтов и прозаиков, наших с вами современников. Отрадно, что в России получают развитие столь важные общественные инициативы, нацеленные на популяризацию чтения, на усиление позиций русского языка».
20.10.2017
17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова. Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор Игорь Михайлович Ильинский вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.