Вклад России в молодежь: воспитание жизнеспособных поколений

Обсудить на форуме

И. М. Ильинский

ВКЛАД РОССИИ В МОЛОДЕЖЬ: ВОСПИТАНИЕ
ЖИЗНЕСПОСОБНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Цель — человек

Миллиарды людей живут, не понимая, что происходит в мире и как все происходящее сказывается и скажется для них и их потомков в будущем. Миллиарды людей живут при этом вполне хорошо и не понимают, а зачем необходимо понимать еще что-то, кроме того, что необходимо знать для своего бизнеса, выполнения своих обязанностей по труду. Миллионы людей, занятых в сфере управления, выполняют отдельные частные функции, далеко не всегда и не до конца понимая, как устроены, как функционируют и каковы главная цель и функция их структуры. Скажем, Правительства, Администрации Президента, министерства и т. п. Иногда человеку выгодно — не понимать. Часто бывает важно, чтобы тот, кем управляют, не понимал, почему и как им управляют. Ибо «управляющий» порой имеет интересы и цели, которые кардинально расходятся с интересами и целями «управляемых». Особенно — в международных делах.

Некоторые из нас искренне убеждены в том, что мы понимаем, что происходит в мире. это относится прежде всего к ученым и политикам. В принципе — так и должно быть. Увы! Как правило, и эти люди (профессионалы!) заблуждаются и лишь строят догадки. Ибо судят о событиях по их результатам и следствиям, не зная истинных целей, замыслов тех, кто является их субъектами и носителями.

Действительно знают о том, что происходило, происходит и будет происходить, в мире совсем небольшой, ничтожно малый круг людей. Это те, кто стоит на самых больших вершинах мировой власти, а в масштабах отдельной страны, скажем, России, те, у кого реальная власть: президентская «семья», березовские, гусинские, в чьих руках СМИ и т. п. Именно в этом смысле можно сказать: власть — это знание. И наоборот: знание — это власть.

В годы «холодной» войны все ее планы в США строила группа людей из нескольких человек: Президента, вице-президента, директора ЦРУ, секретаря Госдепартамента, помощника по национальной безопасности плюс еще 2–3 человека. О планах этой группы не знали ни Сенат, ни Конгресс… Все остальные — правительства национальных государств, международные организации типа МВФ и другие структуры, в том числе миллиарды людей — бессознательно или малосознательно были соучастниками этого Заговора. В меру своего понимания происходящего отстаивали свои личные или национальные интересы, мешали осуществлению планов заговорщиков, а в меру своего незнания и непонимания бессознательно работали на «них», участвуя в заговоре против самих себя. Заговорщикам удается почти все, что они задумывают, именно потому, что миллиарды людей, занятые обыденными, «маленькими» делами, не хотят не то что знать и понимать, но даже верить в то, что существуют люди, способные строить грандиозные, фантастические по своим масштабам замыслы, которые включают в себя в качестве текущих и неизбежных «моментов» истории войны и связанные с этим разрушения, страдания, кровь и смерть миллионов людей. Не верится!

Я часто слышу: «Разговоры о каких-то заговорах, о «невидимой руке» Запада — все это бред. Запад хочет, чтобы все в России наконец-то наладилось, и люди стали жить хорошо. По крайней мере, так на Западе считает девяносто процентов людей». Но я-то говорю не о «народах Запада». Я десятки раз бывал едва ли ни во всех западных странах (Европа, США и др.), и настроения обычных людей мне прекрасно известны. На Западе действительно немало людей, которые не просто желают России добра, но любят ее, посвящая свою жизнь улучшению отношений Запада с Россией. Когда я говорю «Запад», я имею в виду тех, кто управляет его народами. А это совсем другое дело.

Политика — это управление, а управление предполагает План. Маленькие дела планируют маленькие люди, составляющие маленькие планы. Люди, стоящие на защите интересов стран и континентов, слоев общества, отдельных кланов или своих собственных, строят грандиозные планы, о которых мы просто не знаем, как не знали мы, например, о плане Молотов — Риббентроп и т. д.

Как не знали и не знают миллиарды людей о существовании Бильдерберского клуба — секретной международной организации, цель которой — утверждение «нового мирового порядка». Созданный в 1954 году в голландском городе Остербеек, этот клуб проводит тайные заседания, в которых участвуют президенты, премьер-министры, лидеры политических партий и движений, объединенные одним общим взглядом на мир, которым должно править «мировое правительство».

Как не знают миллиарды людей о так называемой Трехсторонней комиссии (создана в 1973 году) — главной и самой могущественной международной организации, являющейся штабом Запада по цивилизационному планированию. Цель все та же: «новый мировой порядок», «мировое правительство» под эгидой США. Многие идеи перестройки и «реформ» придуманы в этой самой Комиссии («Trilateral»).

Как не знали и не знают толком миллиарды людей, зачем и для чего существует такая организация как Совет по международным отношениям (CFR). Эта влиятельнейшая организация построена на основе особой так называемой мондиалистской идеологии, которая предполагает слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением «мирового правительства», уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ. Иначе говоря, опять же «нового мирового порядка». Создана в 1921 году группой банкиров семейства Рокфеллеров. Один из членов этого Совета Кэролл Квичли в книге «Трагедия и надежды» писал о смысле CFR: «Силы финансового капитализма имеют перед собой дальнюю цель — создание мировой системы финансового контроля в частных руках, способных управлять всеми политическими и экономическими процессами в мире. Эта система должна строиться по феодальному принципу вокруг центральных мировых банков, тайно договаривающихся между собой на секретных встречах и конференциях». Этот Совет, расположенный, естественно, в США, действует на надпартийной основе. Поставляет и контролирует руководящие кадры политической элиты США. С 1922 года издает журнал «Foreign Affairs» («Международные отношения»).

Перечень такого рода более или менее открытых секретных и суперсекретных организаций огромен, они энергично и эффективно работают. Параллельно с заботой западных народов с любовью и уважением к России, с выделением займов и гуманитарной помощи беженцам, борьбой с наркомафией и международным терроризмом. И это им совершенно не мешает. Возможно, что вся эта работа тоже входит в структуру и стратегические планы Большой Игры.

Мы очень наивны, особенно в политике. Политическая наивность — это болезнь, которая излечивается только с опытом и возрастом.

Ну, кто серьезно относился в прошлые и уже далекие годы к словам Аллена Даллеса, бывшего в 1953–1961 годах директором ЦРУ, одним из основных идеологов «холодной войны»? В своей книге «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», изданной в 1945 году, он писал: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, — все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!

Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.

Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу — все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем». И ведь сделали!..

Между тем, когда я в 70-е годы занимался комсомольской работой, этой цитатой мы изредка оперировали лишь как своего рода «страшилкой», не более. В серьезность осуществления этой программы действий никто из нас не верил. Кроме тех, кто строил этот план.

Теперь мы слышим прогнозы З. Бжезинского о неизбежности установления «нового мирового порядка» во главе с США, о России как «черной дыре» и ее развале; сентенции бывшего премьера Великобритании Мэйджера о том, что с точки зрения стратегических интересов Запада население России в перспективе не должно превышать 50 миллионов человек; заявления Госсекретаря США М.Олбрайт о том, что на Соединенных Штатах лежит ответственность за управление процессами, которые происходят на территории бывшего СССР… И так далее. Не верится?..

Тогда вдумайтесь в то, что говорит по этому поводу не кто-нибудь, а Президент США Б.Клинтон. Вот выдержка из его выступления на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 года. Этот программный документ вполне сопоставим с заявлением Аллена Даллеса, которое я цитировал выше.

«…Последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы.

Правда, с одним существенным отличием — мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которое было бы не легко создавать.

Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, но они уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью. За четыре года мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на 15 млрд. долларов, сотни тонн золота, драгоценных камней и т. д.

Под несуществующие проекты нам переданы за ничтожно малые суммы свыше 20 тыс. тонн меди, почти 50 тыс. тонн алюминия, 2 тыс. тонн цезия, бериллия, стронция и т. д.

В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предстоящих операций. И напрасно. Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке. Наша цель и задача и в дальнейшем оказывать помощь всем, кто хочет видеть в нас образец западной свободы и демократии.

Когда в начале 1991 года работники ЦРУ передали на Восток для осуществления наших планов 50 млн. долларов, а затем еще такие же суммы, многие из политиков, военные также не верили в успех дела. Теперь же, по прошествии четырех лет, видно — планы наши начали реализовываться.

Однако это не значит, что нам не над чем думать. В России, стране, где еще не достаточно сильно влияние США, необходимо решать одновременно несколько задач:

  • всячески стараться не допускать к власти коммунистов. При помощи наших друзей создать такие предпосылки, чтобы в парламентской гонке были поставлены все мыслимые и немыслимые препоны для левых партий;
  • особенное внимание уделить президентским выборам. Нынешнее руководство страны нас устраивает во всех отношениях. И потому нельзя скупиться на расходы.

Они принесут свои положительные результаты. Обеспечив занятие Ельциным поста президента на второй срок, мы тем самым создадим полигон, с которого уже никогда не уйдем.

Для решения двух важных политических моментов необходимо сделать так, чтобы из президентского окружения Ельцина ушли те, кто скомпрометировал себя. И даже незначительное «полевение» нынешнего президента не означает для нас поражения. Это будет лишь ловким политическим трюком. Цель оправдывает средства.

Если нами будут решены эти две задачи, то в ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем:

  • расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии;
  • окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии;
  • установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам.

Да, мы позволили России быть державой, но империей будет только одна страна — США».

Так они говорят: цинично, нагло. Они нам «позволили быть державой». Теперь они будут нас «расчленять», «разваливать». Будут, конечно же, и умерщвлять. Гуманно — как в Югославии. Но об этом говорить не надо — это подразумевается. Ибо как же «расчленить», «развалить» тех, кто, надо ли сомневаться? — будут сопротивляться…

«Холодная» война была скрытной, долгой, крупномасштабной, стоила многие триллионы долларов.

Но с точки зрения возможностей нынешней информационной войны, когда информационное взаимодействие между самыми отдаленными точками приблизилось к нулю, сегодня «холодная» война выглядит лишь прологом, увертюрой, в которой все «темы» и «мелодии» самого «произведения» были лишь обозначены. Появление информационного оружия изменило не только концепцию и характер войны (предельная скрытность, неявность, неощутимость, неосознанность), но и роль войн в эволюции человечества. Информационное оружие позволяет одновременно вести войну не только с отдельными государствами, но и между современными цивилизациями: это столкновение концепций, теорий, систем знаний и образования. С помощью сегодняшних СМИ любую систему (общество, государство) можно запрограммировать на самоуничтожение, если она не способна защитить себя от нежелательного информационного воздействия извне.

«Чужая информация» — это чужая программа поведения. «Чужая» система обучения — это система перепрограммирования сознания поколений, самоуничтожения национального государства и нации — ее взгляда на свою историю и свое будущее, ее характера и прежде всего образа жизни и воли к жизни. Это программа уничтожения страны и народа своими собственными умами и руками.

Информационное оружие уничтожает прежде всего связь с «безмерно великим» — государством, обществом, народом, Родиной. Молодым людям внушают: не надо быть гражданином, не надо быть патриотом: верь только самому себе, надейся только на себя. И в самом деле, оставленный самому себе обществом и государством, молодой человек начинает ненавидеть это государство и это общество, а потому и самого себя…

Если говорить обобщенно, то сегодня агрессором и террористом планетарного масштаба является так называемая западная, а еще точнее — атлантическая цивилизация, которая претендует на установление «нового мирового порядка», т. е. доминирования западных ценностей над ценностями всех иных культур — православных, мусульманских, конфуцианских и т. д. Но сделать это иначе, как путем грубого насилия, подавления и истребления других культур, уничтожения целых стран, невозможно.

Дело даже не в том, хороши или плохи западные ценности. Как можно выступать, например, против прав человека, свободы личности, политического плюрализма, конституционной демократии? Сами по себе они представляют величайшую, несомненную ценность.

Но все не так просто, тут много нюансов и тонкостей.

Например, еще на стадии, когда только начиналась разработка Всеобщей декларации прав человека, когда обсуждались различные альтернативные проекты, некоторые (заметьте — западные!) ученые говорили о том, что духовные, нравственные и политические ценности в разных культурах имеют существенную специфику. Именно поэтому невозможно сформулировать права человека, исходя из морального кодекса только одной культуры и сделать их универсальными для всего человечества. Скажем, общемировые стандарты, свободы возможно базировать только на принципе, согласно которому человек свободен в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. Тем не менее, в основу Декларации прав человека положена универсалистская концепция, декларирующая постулаты морального кодекса исключительно европейской культуры. Естественно, что для не западных стран Декларация стала утопией. Кроме как силой заставить ее соблюдать в Азии и на Востоке невозможно. Но можно вынудить, заставить делать это силой.

Нельзя ставить знак равенства между Западом и человечеством. Этот знак важен только для Запада, который, несомненно, слишком завышает мнение о самом себе, слишком высокомерен. То, что Запад добился значительных успехов в материальном производстве, еще ничего не говорит о том, будет ли существовать это производство, сам Запад, а из-за него и все человечество завтра.

Информационное оружие отличается от обычного тем, что кроме человека, или, говоря военным языком, живой силы и техники, оно бьет в основном по системе управления, проще — по тем, кто формирует и принимает политические и экономические решения. Не менее значимой информационной мишенью Запада в его войне с Россией продолжают оставаться дети и молодежь — новые поколения.

Молодежь (банальность!) — это живое, реальное и ближайшее будущее. Программируя умы детей и молодежи (через систему образования, воздействие СМИ), наш противник программирует будущее, задает алгоритм поведения поколений. Ибо именно молодежь идет на смену зрелой (взрослой) части реально властвующей, действующей и производящей части населения, определяющей сущность и содержание конкретного общества. Молодежь несет с собой идеи, взгляды, мораль и нравственность, формы и методы материально-производственной и общественной деятельности, которые далеко не всегда и далеко не полностью совпадают с позициями предшественников. Что само по себе естественно. Но эти различия можно довести до разрыва. Прервать историю. И начать «писать» ее заново.

Сделать это с нами в настоящий момент совсем не трудно.

Да, нашему обществу очень не хватало свободы. Но в своем «раскрепощении» мы перешли все мыслимые грани. Не вдаваясь в непростую философию свободы (свобода «от», свобода «для» и т. п.), скажу: свобода, когда она перерастает во вседозволенность и произвол, сама себя и поедает. Отсюда — тоска по «твердой руке», отсюда и ее необходимость. Отсюда экстремизм, терроризм.

Да, мы должны выступать за открытое общество. Более того, можно сказать, что сегодняшняя Россия — самое открытое в мире общество. Но и открылись мы тоже слишком. Ни одна уважающая себя западная страна никогда не позволяла и не позволяет в информационном плане делать с собой то, что делается в России в смысле доступа на телевидение, радио, музыкальный, кино и видеорынок американской, извините за выражение, культуры (об исключениях не говорю).

То, что наших детей и нашу молодежь дебилизируют — сомнений нет. За последние десять лет уже выросло поколение «адаптантов» и «пофигистов», которых мало занимают проблемы будущего России, сильного государства. Очень многие хотят «просто жить» и «жить хорошо». В какой стране? В какой нации? Все равно. При этом они не утруждают себя сложными вопросами: что это значит — «жить хорошо», «что такое — счастье?..» «Мировому правительству» именно такой человеческий «материал» и нужен.

Как стоящие у власти старшие поколения отнесутся к молодежи сегодня, так завтра, получив по законам наследования в свои руки рычаги власти, вчерашняя молодежь отнесется к своим предшественникам. Заботиться о молодежи и ладить с ней сегодня — значит не только кредитовать свое будущее, свою старость. Это значит планировать, программировать будущее России.

Нельзя не заметить, что привычное отождествление понятий «молодежь» и «будущее» не раз создавало психологическую ловушку: патерналистски мыслящие политики и государственные деятели решение проблем молодежи все время откладывают на будущее, а завтра переносят на послезавтра. В итоге молодежные проблемы не решаются, а накапливаются и обостряются.

В результате острейшего противоречия между новой системой требований и возможностями и способностями реально существующей ныне личности возникает необходимость формирования у молодого человека и молодого поколения в целом такого качества, как жизнеспособность.

Необходимость постановки вопроса о воспитании жизнеспособности диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется крайней идеологической, социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью.

Жизнеспособность — это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной личности стать индивидуальностью,сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности (поколения), направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.

Молодой россиянин, чтобы иметь возможность достойно реализовать себя в обществе недалекого будущего, должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

- быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;

- обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

- иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств.

Подготовка молодого человека к жизни — важнейшая задача государства.Эта деятельность не может строиться по принципу «что получится», здесь требуется скоординированность действий множества организаций, множества людей, нужна система воспитания. У каждого из участников воспитательного процесса — государства, семьи, школы, армии, политических партий, общественных объединений, церкви, творческих и спортивных объединений, средств массовой информации, организаций самой молодежи — свои функции и свои возможности. Их действия необходимо сплотить, систематизировать.

Систему воспитания следует воссоздавать на двух уровнях.

1. На первом уровне, который можно обозначить как стратегический, фундаментальный, формируются качества личности, обусловливающие ее жизнеспособность. Российское общество быстро дифференцируется по отношению к собственности, источникам доходов и уровням благосостояния. Эта дифференциация будет продолжаться, пока не достигнет определенной константы. В таком обществе необходимо, с одной стороны, следование тем общественным идеалам, целям и ценностям, по поводу которых достигнуто демократическое согласие, с другой — для нарождающихся слоев и групп следует оставить возможность выбора более сложных, групповых, элитарных ценностей, а для системы воспитания — свободу экспериментирования. Синтез этих двух принципов позволит воспитывать основополагающие ценности и добродетели у всех детей и молодых людей с помощью всех имеющихся средств воспитания и в то же время будет сохранять открытость системы воспитания, позволяя избежать очередного заблуждения и фанатизма.

Говоря конкретнее, стратегический (фундаментальный) уровень воспитания обеспечивает целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирует ценностный подход молодого человека к материальным и духовным явлениям жизни и культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания. Система воспитания должна выделять прежде всего национальные ценности, помогая различать добро и зло во всех жизненных ситуациях. На это необходимо ориентировать все структуры системы воспитания не только как на стратегическую задачу, но и на ситуативном уровне, когда решаются насущные задачи воспитания в переходный период.

2. Второй уровень системы воспитания нацелен на более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных социальных слоев и групп общества. На этом уровне должна быть весьма значительна диверсификация воспитательных структур (институтов, учреждений, организаций и т. п.), вариативность содержания, форм и методов воспитания. Если на первом, базовом уровне в процессе воспитания формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на втором уровне формируются специальныеспособности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально этические принципы в зависимости от принадлежности данной конкретной личности к той или иной социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям, ценностям, интересам и целям существования.

Вариативность системы воспитания на втором уровне позволит учитывать и другие аспекты формирования личности, такие как, например, половое воспитание (воспитание «мужественности» или «женственности»), воспитание по возрастным группам молодежи и т. п.

Стратегические цели воспитания молодых россиян должны учитывать то, что молодой человек в одно и то же время является носителем как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры, менталитета российского гражданина, что будет выступать основой формирования национального самосознания для молодого поколения российского общества. При этом одной из очень важных и сложных задач является обеспечение связи, преемственности старших и младших поколений в условиях, когда велико отрицание предшествующего опыта.

Новая система воспитания должна обеспечивать формирование личности, акцентируя внимание на развитие ее потребностей в достижении своих целей и самоутверждении. Система воспитания на втором уровне должна формировать качества, обеспечивающие включенность личности в различные сферы жизнедеятельности общества: социальную активность, заинтересованность участвовать в общественной и политической жизни, культурно-досуговой деятельности и т. д. Таким образом, речь идет о формировании личности, умеющей отстаивать свои интересы и достигать их, учитывая при этом интересы своей социальной группы и всего общества.

Но захочет ли молодой человек воспринимать воспитательные установки, формировать у себя необходимые гражданские и личностные качества на добровольной основе, без применения чрезмерных принудительных воздействий со стороны системы воспитания? Что необходимо предпринять, чтобы молодые люди осознали необходимость формирования у себя соответствующих качеств? В этом же плане стоит проблема самовоспитания и саморазвития личности как одна из ключевых проблем гуманизации воспитания. В обществепредстоит формировать объективные и субъективные предпосылки, условия, побуждающие молодого человека формировать у себя необходимые качества при посредстве воспитателя и в процессе самовоспитания. Молодые люди должны видеть, в частности, что именно личность, соответствующая требованиям общества на данном этапе его развития, востребована обществом, что людям с такими характеристиками прежде всего обеспечивается вертикальная социальная и профессиональная мобильность (высокооплачиваемая работа, быстрый служебный рост, престижная, высокая должность и т. п.). Положительная мотивация будет в том случае, если молодежь увидит многочисленные примеры такого рода. Только в этом случае у нее возникнет потребность обладать знаниями и качествами, которые гарантируют достижение высокого социального и профессионального статуса.

В то же время в общественном сознании должен быть сформирован идеал определенного культурного типа, к которому следует стремиться молодому человеку. Такой образ идеальной личности должен пропагандироваться средствами литературы, искусства, массовой информации, как сейчас пропагандируется герой криминального типа, стоящий вне общечеловеческой морали, по ту сторону добра и зла. Между тем, необходимо целенаправленно формировать образ инициативного, имеющего высокую квалификацию, прагматически ориентированного, но ограниченного принципами гуманистической морали, законопослушного и именно потому преуспевающего молодого человека — гражданина России.

В разработке концепции, создании системы и реализации процесса воспитания должен действовать принцип регионализма. Каждый регион России имеет свою социокультурную среду, которая воздействует на процессы образования и воспитания, облегчая или затрудняя их. Неоднородность социокультурной среды требует от организаторов воспитания обеспечивать, с одной стороны, единство национальной воспитательной политики, с другой — ориентировать ее на учет особенностей этого региона, на развитие существующих в нем традиций и самобытности. Регионализация воспитания ориентирует на творчество, поддержку новых очагов педагогической культуры, опытно-экспериментальных площадок, инновационных воспитательных центров, является одним из стимулов саморазвития всей системы воспитания.

Наряду с государством, одним из главных элементов системы воспитания является семья, особенно на этапе переходного периода, когда практически все институты прошлой системы воспитания свернули свои воспитательные функции по отношению к молодежи. Притом, что воспитательные возможности семьи резко сократились, именно семья сейчас несет и должна нести далее основную нагрузку в формировании личности молодого человека, его жизненных планов и ценностных установок, личностных и гражданских качеств, усвоения традиций и опыта старших поколений. Сложность современного этапа состоит в том, что старшее поколение не может в полной мере осуществлять функцию воспитания, поскольку ее ценностно-мировоззренческие ориентации, моральные установки и опыт во многом пришли в противоречие с изменившейся действительностью. Молодому поколению приходится самому накапливать соответствующий опыт, формировать свое мировоззрение, хотя и традиционные ценности имеют достаточно большое влияние в качестве смысложизненных ориентаций молодых людей.

В эпоху информационной цивилизации оказывают сильнейшее воздействие на самые широкие слои молодежи, включая все ее социальные и возрастные группы, оказывают средства массовой информации. Учитывая это, государство должно проводить в отношении СМИ очень взвешенную политику.

В настоящее время СМИ в основном проводят линию на разрушение мировоззренческих устоев молодежи, насаждают бездуховность и потребительство, рекламируют жестокость, насилие и криминальное поведение, нацеленное на нетрудовое, легкое и быстрое обогащение. Коммерциализация СМИ принесла катастрофические последствия не только им самим, но и всей российской культуре, и в особенности воспитанию молодого поколения. Идет целенаправленное уничижение духовности российского народа, разрушение его национального самосознания и менталитета, что крайне негативно сказывается на воспитании молодых россиян. Общество не научилось еще управлять своими информационными средствами, и здесь особо ярко видны те проблемы, без решения которых невозможно эффективно осуществлять процесс формирования личности в новую эпоху, переживаемую Россией.

Среди такого рода проблем можно выделить:

  • определение степени жесткости системы воспитания на переходном периоде и на перспективу, в частности, соотношение убеждения и принуждения в системе воспитания в условиях демократических свобод;
  • формирование потребности к труду при отсутствии внешнего принуждения и моральных стимулов к нему, что особенно касается получения рабочих профессий и труда в сфере материального производства;
  • соотношение воспитания и самовоспитания, выявление факторов мотивации самовоспитания;
  • наличие необходимых задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
  • разработка форм и методов становления национального самосознания и ценностных установок в соответствии с интересами различных социальных групп.

Реализация государственной молодежной политики, в частности воспитание жизнеспособного поколения молодежи, должны осуществляться прежде всего специально подготовленными кадрами по работе с молодежью. В нашей стране практически не существует единой системы подготовки такого рода кадров.

В целях проведения эффективной молодежной политики и воспитания молодежи необходимо создать систему подготовки специалистов различного уровня квалификации с учетом профиля специализации и региональных особенностей России. В перечень профессий следует внести профессию «молодежный работник», «специалист по внеучебной работе», а в перечень специальностей — аналогичные специальности различных уровней квалификации.

Образование

Одна из опорных идей, которая должна входить в концепцию спасения и возвышения России, — это идея приоритетного развития образования. Факторы исторического развития — экономический, социальный, духовный — постепенно меняют свое значение. Три столетия назад сильными и великими считались страны с наибольшими территориями и населением. Несколько десятилетий назад символом прогресса стали компьютер, передовые технологии. В сознании подавляющего большинства людей они являются таковыми и сейчас. Отчасти это так. Но ясно, что уже в ближайшее время, когда перед человечеством вследствие обостряющегося общепланетарного кризиса встанет множество совершенно нетривиальных, качественно новых задач, самым главным показателем прогресса станут не компьютер и технологии, а человек, способный производить машины, быть может, еще более совершенные, чем компьютер, появление которого, кстати на грани XIX и XX веков не предполагал ни один из сильнейших умов, прогнозировавших открытия XX века.

Образование можно считать синонимом понятия молодежь. В сущности своей это одно и то же. И не случайно латинское слово «educare», переведенное на русский как «образование», означает буквально « вытягивать», а в более широком переносном значении — «выращивать». Но в русском слове есть и еще один важный смысловой оттенок. В словаре В. И. Даля читаем: «Ображать, образеть — придавать главным образом, обделывать, выделывать вещь, образ чего из сырья, отесывать (преобразить, сообразить, изобразить; придать должный, красивый вид; образовывать, образовать — ображать, делать вид, образ, обтесывать или слагать, составлять нечто целое, отдельное». (Даль В. Словарь... — СПб. : Диамант, 1996. — Т. 2. — С. 613).

Образование создает человека — не специалиста (это само собой, но это задача вторичная), а человека вообще. Оно готовит детей и молодых людей не для работы, а для жизни вообще, для счастья, а не только для карьеры, профессионального успеха и зарабатывания денег.

Весь вред, причиненный в последние годы российскому образованию, проистекает из зауженного, ограниченного представления людей, принимающих решения, о смысле образования. Многие видят смысл образования в обслуживании экономики и политики. Многие смотрят на образование как на одну из сфер бизнеса, представляют его как киоск по продаже образовательных услуг. Многие вообще смотрят на образование как на затратную отрасль, на которой можно экономить. Такие взгляды губительны для России. Образование предопределяет успехи в экономике и политике. Образование образует и развивает интеллектуальный, духовный и нравственный, одним словом, человеческий капитал общества. Образование творит Новое и запускает его в общество. Образование стабилизирует общество и служит одним из гарантов национальной безопасности. Образование дает работу. Какое в стране образование — таковы народ, государство и общество. По тому, как власть относится к образованию (а значит — к детям и молодежи), можно смело судить об ее уме и истинных намерениях.

В Евангелии от Матфея сказано о том, что бывают ситуации, когда надо продать одежды и купить меч. Подобно этому в сегодняшней гибельной для России обстановке надо пожертвовать последней рубахой, но сохранить и укрепить образование, последние деньги вложить в обучение и воспитание детей и молодежи.

В действительности все происходит с точностью до наоборот. Осуществляется насильственное приспособление новых поколений к безнадежной ситуации. Уж если такие благовоспитанные, выдержанные и зависимые от государства люди, как ректоры вузов, на своем съезде не говорили, а буквально кричали о своих бедах, более того, угрожали правительству тем, что возглавят движение протеста своих педагогов и студентов, то это показатель только одного: давление пара в общественном котле достигло критической точки.

Простая смена поколений ничего не даст для страны. Поменять пожилого или старого работника на молодого — это еще не значит решить ту или иную проблему общественного развития. Менять стоит только слабого на сильного, глупого на умного, невежественного на знающего.

Когда мы говорим, что необходима смена политических поколений, формирование нового поколения предпринимателей, то должны понимать, что это не произойдет само собой, стихийно. Стихийно только разрушение. Любое развитие программируется и управляется. Именно образование должно быть поставлено в центр всех планов социального развития — и как их цель, и как средство по их реализации. Это — первый шаг и важнейший к превращению молодежной политики из некой худосочной отрасли государственной деятельности в дело народа.

Самостоятельность

Принято считать, что концом молодости, моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, четыре важнейших условия: а) экономическая независимость, т. е. ответственность за приобретение средств, необходимых для собственного существования, и способность создавать их; б) личная самостоятельность, т. е. способность принимать решения, касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе; в) самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает для существования; г) создание собственного очага, независимого от родительского, принятие ответственности за его поддержание и управление им. Каждое из этих четырех условий является необходимым, но только все вместе взятые они являются достаточными, чтобы признать, что человек перестал относиться к категории «молодежь».

В переходном обществе вопрос должен ставиться иначе. Необходимо всячески содействовать быстрейшему достижению самостоятельности молодежи во всем, что ей доступно по возрасту, не подрывает здоровья и нравственных устоев, что формирует достойный образ жизни.

Думать о перспективах России — значит искать, находить и всемерно поддерживать ростки и побеги ее будущего роста, которые таятся прежде всего в недрах молодежи. Предельно критическая ситуация требует немедленно приступить к переориентации молодежной политики на включение инновационного, творческого потенциала молодежи в решение общенациональных проблем.

Должен произойти существенный сдвиг от усилий, которые долгие годы были направлены прежде всего на формирование, воспитание, социализацию молодежи, в сторону перестройки самого общества, устранения в нем элементов иррациональности и социальной несправедливости в отношении к молодому поколению. Чтобы адаптировать (приспособить) молодежь к обществу, у которого отсутствует ясный общественный идеал и устойчивая система ценностей, общество должно сделать шаг навстречу самой молодежи, адаптироваться (приспособиться) к ней. Иными словами, социализация молодежи должна происходить одновременно с процессом «омолодеживания» общества путем внедрения в общественное сознание идей, взглядов, установок, ценностей молодежи, высших образцов молодежной культуры.

Важнейшим критерием воспитанности молодого человека должно быть признано его участие в общественной жизни на началах добровольности, а высшим показателем — способность служить России, жить не только для себя и своих близких, но также для Отечества. Идея патриотического служения России должна составить стержень государственного и общественного воспитания, формирования духовных и нравственных ценностей, цементирующих российскую нацию в единое целое.

Из книги: Ильинский И. М. Между будущим и прошлым : Социальная философия Происходящего. М., 2006.

Обсудить на форуме

Ильинский Игорь Михайлович


 
Новости
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.
07.12.2016
Предлагаем Вашему вниманию Программу XIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая будет проходить в Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г.
23.10.2016
19 октября 2016 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством Бориса Николаевича Тарасова. Председатель Попечительского совета Бунинской премии ректор университета, профессор Игорь Михайлович Ильинский вручит премии новым лауреатам на церемонии награждения лауреатов 25 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета. Подведены итоги конкурса, который в 2016 г. проводился в номинации «художественная публицистика».
19.10.2016
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, профессором, членом Союза писателей России Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2016 года.