Вклад молодежи в Россию: участие, развитие, мир

Обсудить на форуме

И. М. Ильинский

ВКЛАД МОЛОДЕЖИ В РОССИЮ:
УЧАСТИЕ, РАЗВИТИЕ, МИР

Концепция молодежи, которая лежит в основе деятельности ООН с данной категорией населения, возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен молодежи, задуматься о месте и роли молодежи как фактора социальных перемен, о необходимости проведения и усилении особой общественной и государственной молодежной политики.

Международный год молодежи (1985 г.) проводился Организацией Объединенных Наций под лозунгом «Участие, развитие, мир». Этот лозунг является наиболее точным выражением того, на что следует направить молодежную политику в современной России, стремясь повысить вклад молодежи в преодоление кризиса и в социальное развитие страны.

Участие

Человеческое общество, если оно действительно хочет выжить и прогрессировать, должно кардинально поменять свой подход к суждениям о будущем. В центре его внимания должны быть не абстрактные процессы и тенденции, пролонгированные из настоящего в завтрашний день, а человек, который является первопричиной, началом и концом всех социальных, а ныне и многих природных процессов и явлений. Человек, опять-таки не абстрактный, а реальный, живой. И прежде всего человек молодой, как человек уже действующий, производящий, уже влияющий на жизнь и общество, но еще находящийся на первых стадиях жизни, еще имеющий значительный потенциал неразвитых и неиспользованных способностей и талантов, большой запас будущих лет собственной жизни, необходимых для того, чтобы успеть реализовать себя и изменить общество.

С этой точки зрения, молодость — не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось веками, а драгоценный мир в себе, главный источник сегодняшних перемен.

Участие молодежи в преобразовании России должно быть обеспечено предложением ей крупных дел, имеющих характер общенациональных задач.

Первейшая задача — положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему прежде всего молодежь. Материальное в ее сознании выше всякой меры возвысилось над духовным, и отсюда исходит главная угроза всему, в том числе и самому материальному. Динамическое общество не может обойтись без одухотворения своих целей, замыслов, стремлений. Скрытые возможности молодежи должны быть направлены на благо общества, на служение новому общественному идеалу. Идея добровольного служения России должна войти в национальное сознание молодежи в качестве его высшего элемента. На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, приходится говорить о служении самоотверженном. Нынешняя молодежь в абсолютном большинстве не готова к этому, но ее надо воспитывать в этом духе, понимая, что в принципе дети и молодежь не прогрессивны, не консервативны по своей природе. Изначально они — только потенция, готовая к любому повороту событий.

Молодежь внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию — систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств — заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание — вот три главных направления в преодолении духовного, а в конечном счете, и экономического кризиса России. И здесь место для приложения усилий молодых людей огромно.

Другая группа задач — в сфере экономики и геополитики. Молодежь в советское время широко привлекали к такого рода задачам, использовали ее энтузиазм. Смена строя повернула все на 180 градусов. Комсомольские призывы на стройки страны были осуждены как нарушение свободы личности. Было забыто и то, что создано молодыми, было отметено и то, что многие из них на таких стройках выковывали характер, собственно, становились личностями. Критики утеряли чувство меры, забыв, что человек, молодой в том числе, — не только цель, но и средство общественных перемен.

Время огульной критики советской жизни прошло. Вновь надо дать шанс молодым сделать себя и делать страну. Сибирь, Дальний Восток — все земли России за Уральскими горами обезлюдели, их богатства будут валяться, пока на них не положит глаз очередной иностранный инвестор. Национальная гордость России — в обжитых сибирских и северных просторах, и только молодежь реально может решить проблему экономического, социального и культурного развития этих земель.

Развитие

Мировая практика и наш отечественный опыт показали, что если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общество и развиваться сама. Если общество настроено прежде всего на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она прежде всего объект, а часто только объектвоздействия.

Разрабатывая основы новой молодежной политики в современной России, мы должны говорить о принципиально новом открытии молодежи, исходным пунктом которого является установление точки зрения на молодежь как на равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся лишь к возрастным особенностям и отклонениям от «нормы» («не-зрелость», «не-разумность» и т. п.), а, напротив, наиболее ценный для общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Самопознание, самоопределение, самоутверждение, самореализация, самодеятельность — вот центральные понятия новой социологической концепции молодежи и новой молодежной политики.

Разумеется, не следует «выводить» молодежь за рамки общества, видеть в ней некую «внешнюю» силу. Нельзя превращать все «взрослое» общество в консерваторов, а всю молодежь — в новаторов и носителей прогресса. Это было бы абсурдно по существу положения вещей, ибо среди старших поколений немало «молодых» умов, сторонников прогресса, а среди молодежи полным-полно ретроградов. Но речь не об исключениях и примерах, а о правилах и общих законах. Логика, наука и практика показывают, что в стратегическом плане инновационный, творческий потенциал несет в себе прежде всего и в гораздо большей степени молодежь; что в целом (объективно!) ревнителем прошлого, старого, часто устаревшего и отжившего является старшее поколение. С увеличением продолжительности жизни изменилось понятие о молодости, которое существенно потеснило, с одной стороны, детство, а с другой стороны, зрелость. Молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими идеями, взглядами, вкусами, ценностями, привычками и т. д. — одним словом, своей культурой, на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки всего общества.

Молодежь своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Молодежь — ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя.

Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь — это носитель огромного интеллектуальногопотенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не только осуществление, но и дальнейшее развитие — творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией.

Молодежь — это носитель новых и новейших знаний,которыми она оплодотворяет производство и другие сферы общественной жизни. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растет прежде всего за счет молодых людей. Ценность молодости в наше время увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях информационного общества. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям. Возраст сегодня — это категория экономическая.

Молодежь — это наиболее здоровая физическичасть населения, это жизненная силаобщества, сгусток энергии,нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Многие престижные виды человеческой деятельности несут на себе существенные возрастные ограничения (большой спорт, балет, авиация и т. д.) и неразрывно связаны в нашем сознании с молодостью.

Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду и возможность изменений к лучшему.

Свободное и развивающееся общество должно думать о том, как «впитать» в себя все живительные свойства и силы молодежи и тем самым «омолодиться» за их счет. Возвышение роли молодежи в общественной жизни по мере ее усложнения и интенсификации — общесоциологический закон. То общество может считать себя передовым, где этот закон понимают лучше, где его не только понимают, но и правильно используют на общее благо.

В современном обществе и чем дальше, тем больше интенсификация будет осуществляться за счет открытий и изобретений, неожиданных для большинства. Нужна особая массовая готовность к восприятию новых идей, новых профессий и форм деятельности, которой не может обладать в должной степени человек взрослый, а тем более старый; готовность, которую имеет только молодежь с ее неопытностью, исключительной открытостью, предрасположенностью к Новому.

Уже сегодня жизнь выдвинула перед обществом такие задачи развития, часть которых в силу особого класса их сложности, требований, предъявляемых к человеку, может решить практически только молодежь. Например, компьютеризация, которая у нас только разворачивается. Наукой и практикой доказано, что люди, которым за сорок, а тем более за пятьдесят, в силу своего возраста математическим языком, электронной грамотностью, техникой программирования овладевают не всегда охотно и всегда с большим трудом. Между тем компьютеризация это «вторая грамотность», без овладения которой не двинуть вперед научно-технический прогресс. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Есть и еще одна сфера развития, где могла бы гораздо более активно проявить себя молодежь, но где ей ставятся самые большие преграды. Это сфера политики. Для оздоровления и развития политического процесса в России важнейшее значение имеет смена политическихпоколений. Молодое поколение в политике одновременно является разрушителем Старого и силой, способной активно созидать Новое. Все зависит от намерений самой молодежи и от того, как использует эту силу общество. Возраст сегодня — это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое.

Партии, действующие в России, за небольшим исключением, боятся молодежи, не доверяют ей, не включают в свои предвыборные списки, держат на расстоянии, когда проходит гонка выборов. У блока «Отечество» — «Вся Россия» есть огромные возможности не только опереться на поддержку молодежи на выборах, но и дать простор для политической деятельности, и этим шансом надо воспользоваться.

Мир

Вновь надо увидеть то огромное влияние, которое молодое поколение может оказать на решение глобальных проблем современности, и прежде всего — проблемы войны и мира. Здесь молодежная политика призвана опереться на получившую в самое последнее время широкое распространение идеологию «культуры мира»

Эта идеология предполагает созидание, а не разрушительство, строительство, а не войну. Культура мира замещает культуру войны прежде всего в сознании, а уже потом — на практике. Ее «оружие» — знания, информация. Она принимается человеком и обществом добровольно, а не принудительно, через средства просвещения, воспитания и обучения. То есть распространяется открытыми, публичными, ненасильственными методами, не предполагает жестокости, лжи и обмана.

Идеология культуры мира представляет собой систему взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношение людей к вопросам войны и мира и (в связи с этим) друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на исключение из общественной жизни «культуры» войны и утверждение в ней культуры мира.

Смысл идеологии культуры мира в том, чтобы путем распространения знаний и информации раскрывать сущность и содержание, негативные последствия современного процесса глобализации как формы мировой войны за установление нового порядка. Это значит, что ни одно из явлений, воздействующих на общественную жизнь в результате глобализации, не должно избежать тщательного исследования и оценки, распространения полученной информации. Знания и информация являются предпосылками культуры мира и демократии. Это значит, что движение за культуру мира должно иметь свои аналитические центры, свое видение стратегии мирового развития. Эти центры должны активно изучать глобальный капитализм, вырабатывать рекомендации о новых формах и методах утверждения культуры мира. Разумеется, в числе этих центров в первую очередь надо назвать ООН и ЮНЕСКО.

Рассуждая о войне, Н. А. Бердяев говорил: «Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличию временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, наполняются злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупается содеянное зло... Война — великая проявительница. В ней проецируется на плоскость то, что происходит в глубине». В глубине души, в глубине ума, в сознании, подсознании и бессознательном. В природе человека.

Заменить «культуру» войны культурой мира — значит изменить природу человека. Немыслимая, утопическая задача. Ибо это и есть задача создания «нового человека», за решение которой человечество принималось не раз, и с особым размахом — в советской России. Надо сказать, что в борьбе за «нового человека» для этого человека было сделано много хорошего — в здравоохранении, образовании и других областях социальной сферы. Немало хороших качеств укрепилось у самих людей. Но речь сейчас не об этом.

Почему и когда возникает проблема «нового человека»? Всякий раз, когда затеивается радикальная ломка старого порядка и перед обществом возникают принципиально новые задачи. Потому что для совершения глобальной перемены необходима некая критическая масса людей, которые выступают за эту новую перемену, принципиально отвергая при этом прежний, старый порядок вещей.

Перестройка и «реформы» в России с самого начала уперлись в проблему: кто будет их совершать? Те, кто правил в прежние времена? Но они же «старые» и значит все новое будут делать с оглядкой на старое. Нужны были именно «новые» люди, не связанные с прошлым ни взглядами, ни делами. Так появились «молодые реформаторы», хотя этим молодым было в лучшем случае под сорок, а то и крепко «за». Но мыслилось, что они якобы несут в себе «новое зерно»; новые знания, мысли, энергию. «Новые люди»! Хотя вся новизна их заключалась в безоговорочной преданности «новым» задачам и правилам политической игры, «новым» по занятым должностям и старым по возрасту вершителям судеб России.

Вскоре появилось еще одно выражение такого же рода — «новые русские». И дело было не только в том, что это понятие в основном возникло из-за желания честных, порядочных и культурных граждан отделить от себя разного рода нуворишей, хамов и «чмо». «Новые русские» — в основном мелкая предпринимательская сошка и шпана от мелкого и среднего бизнеса — были, тем не менее, действительно «новыми», кое в чем важном для экономики и жизни вообще. Агрессивно-активные, безудержно предприимчивые, цинично-прагматичные, нацеленные на успех в своем «бизнесе» любой ценой, а в конце концов — на деньги. Уже достаточно состоятельные и не скрывающие своих богатств, которые далеко не всегда были добыты праведными трудами. Таких людей в стране прежде не было. Их презирали и презирают, ненавидели и ненавидят. Но они, тем не менее, едва-едва не стали основой того самого «среднего класса», который, говорят, придает обществу стабильность и устойчивость.

На самом деле эту проблему — проблему новых кадров, а в известном смысле, и «нового человека» призвана и должна решать, конечно же, семья, но в первую очередь — российская школа — средняя и высшая. Это — та самая задача воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи, о которой говорилось выше.

Очеловечивание, одухотворение человека — дело неимоверной сложности и трудности. Но если им не заниматься, мир озвереет. Дух человеческий растет невероятно медленно, а утрачивается гораздо быстрее.

Сегодня не только социально-экономические условия и вся атмосфера жизни, но также телевидение буквально толкают молодых людей на путь жестокости и насилия. Если бы ничего больше не делать, а только упорядочить телепрограммы телеканалов ОРТ и НТВ, предельно ограничив демонстрацию телеужасов, насилия и жестокости, извергающихся в юные души и умы с телеэкранов, то уже это было бы большим делом.

В программы школ и вузов надо бы включить хотя бы небольшие курсы по глобалистике и конфликтологии. Сегодня все, кто действует в сфере социального управления и политики, принимает решения, должны знать о тех вызовах и угрозах, перед которыми стоит человечество и наша страна, как говорится, порами чувствовать единство и неделимость мира, взаимосвязь и взаимозависимость регионов, государств, народов и наций. Невежество в этой области — одна из угроз, без устранения которой глобальных проблем не решить.

Сегодня все, кто принимают политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт — не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии — вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не только в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения.

Объективно мир становится все более конфликтным, и молодежи надо учиться жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один — образование, т. е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т. д.

Надо развернуть также работу по распространению среди молодежи идей демократии и воспитанию ее в духе демократии.

Разумеется, то, что мы наблюдаем в России — это не демократия, если говорить о демократии как результате и состоянии. Люди, которые якобы олицетворяют и творят российскую демократию, вовсе не демократы. И это нанесло огромный урон идее демократии в глазах народа, в том числе, молодых людей. Но это не меняет положения вещей. В частности, того, что демократия отвечает природе человека. Того, что (как доказано историей, в том числе, современной) демократия является политическим строем, дающим наибольшие шансы достичь мира и справедливости. Того, что демократия — это не столько результат, сколько процесс демократизации, растянутый во времени и (если говорить о России) весьма надолго. И все же у нас нет решающих причин, по которым Россия должна отказаться от идей демократии и демократизации.

Надо учесть, что молодым в России досталось, увы, недемократическое наследство. Что ни в одной стране мира и ни в какую эпоху демократизация не предшествовала экономической реформе. Демократия строится на экономике. Не может быть удовлетворительной, развитой и современной демократии в голодной стране. Голод и нищета — это повод к воровству, грабежам и убийству. Реформы должны идти не синхронно, а асинхронно: сначала — сдвиги в сознании, затем — перемены в экономике, и потом — перестройка и развитие политических институтов, демократизация. Так должно было быть с самого начала и происходит на протяжении всех реформ. Безусловно, в реальности — это крайне сложный и трудно регулируемый процесс, но только при этом условии он может быть эффективным.

С молодежью об этом надо говорить. Она должна иметь возможность получить хотя бы знание о природе и сущности демократии. Ее надо воспитывать в духе демократии. Как — другой вопрос. Но мы должны ставить такую задачу. В частности, создавать повсюду клубы ЮНЕСКО, главной задачей которых является распространение идеи культуры мира.

Государство и общество должны всемерно способствовать тому, чтобы молодежь активней самоорганизовывалась в целях распространения и реализации идей культуры мира и демократии.

В самом деле: что такое — «молодежь»? Это абстракция, причем высокого порядка. Как понятие «народ». Абстракция безмолвна, она не имеет воли, бездействует. Молодежь, как и народ, — это «великий немой». «Народ» не выйдет из кризиса, не наведет порядок. «Молодежь» не решит своих проблем, ибо в этом качестве она — объект. Пока не осознает своих целей, не организуется ради достижения этих целей, не начнет за них бороться. Пока она не обретет субъектность, не станет субъектом исторического действия.

Идеи культуры мира так и останутся благими пожеланиями, если хотя бы какая-то часть молодежи не будет видеть в них цель и смысл своей деятельности, не будет служить им. Мы — те, кто серьезно относится к этой идее и концепции, созданной Генеральным директором ЮНЕСКО Ф. Майором, — должны предпринять для этого конкретные меры.

В России, странах СНГ и Восточной Европы, где ныне находятся многие основные «горячие точки», на пространстве которых в XXI веке, несомненно, вспыхнет еще много конфликтов, следует развернуть массовое движение «Молодежь — за культуру мира».

В связи с тем, что 2000 год объявлен ООН Годом культуры и мира, в России реализуется крупный общегосударственный проект. Институт молодежи и его Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии», директором которого я являюсь, участвуют в нем в качестве координатора молодежной подпрограммы. В рамках этой подпрограммы есть намерение провести в 2000 году Международный фестиваль молодежи с участием молодежи стран СНГ и Восточной Европы. Этот проект может, во-первых, хорошо поработать на интеграционные процессы, а это значит — на снятие противоречий, предубеждений, взаимной нетерпимости в межгосударственных, межкультурных и межнациональных отношениях на всем посткоммунистическом пространстве. Во-вторых, через конкретные дела он сблизил бы тысячи лидеров различного рода молодежных организаций десятков стран, способствовал выявлению лидеров нового политического поколения. Надо отдавать отчет в том, что проблема выращивания новых политических лидеров является острейшей для всех бывших социалистических стран. Нет необходимости доказывать, что большинство из нынешних президентов стран СНГ по своему менталитету — «силовики».

В принципе все проблемы мира и демократии упираются в культуру власти, конкретнее — культуру политических лидеров:их сознание, культуру мышления, ум, мудрость, умеренность, осторожность. Новое политическое мышление нельзя подарить, внедрить, оно неотрывно от характера человека, формируется в процессе образования — обучения и воспитания, корректируется практикой. Иными словами, это процесс и процесс длительный. Выращивание политических лидеров нельзя отдавать стихии, этот процесс надо организовывать, им надо управлять. Важно, чтобы те, кто завтра будут на разных уровнях управлять государствами, знали друг друга как можно дольше и лучше, доверяли друг другу.

В рамках движения «Молодежь за культуру мира» можно было бы проводиться национальные и международные фестивали молодежи, осуществляться многие другие, прежде всего образовательные и культурно-спортивные акции. После соответствующей проработки вопрос о создании массового движения «Молодежь за культуру мира» можно было бы внести на рассмотрение Совета стран СНГ.

Из книги: Ильинский И. М. Между будущим и прошлым : Социальная философия Происходящего. М., 2006.

Обсудить на форуме

Ильинский Игорь Михайлович


 
Новости
27.12.2016
В Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г. проходила XIII Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». пленарном заседании ректор МосГУ, профессор И. М. Ильинский напомнил постоянным участникам и сообщил новым слушателям цели и задачи этого научного форума. Он сделал краткий экскурс в историю широкого рассмотрения проблем образования во взаимосвязи с проблемами развития человечества и окружающей среды, в которую входит не только природа, но и социум.
07.12.2016
Предлагаем Вашему вниманию Программу XIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая будет проходить в Московском гуманитарном университете 8–10 декабря 2016 г.
23.10.2016
19 октября 2016 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством Бориса Николаевича Тарасова. Председатель Попечительского совета Бунинской премии ректор университета, профессор Игорь Михайлович Ильинский вручит премии новым лауреатам на церемонии награждения лауреатов 25 октября в конференц-зале Московского гуманитарного университета. Подведены итоги конкурса, который в 2016 г. проводился в номинации «художественная публицистика».
19.10.2016
Попечительский совет Бунинской премии, возглавляемый известным ученым и общественным деятелем, профессором, членом Союза писателей России Игорем Михайловичем Ильинским, рассмотрел результаты экспертизы произведений, поступивших на конкурс 2016 года.